Успешная социализация подростков, рожденных с ВИЧ, посредством развития системы наставничества

Подростки, сироты из детских домов, или находящиеся под опекой родственников пенсионного возраста, уже несколько лет получают неоценимую поддержку от наставников, ВИЧ положительных взрослых состоявшихся людей.

Сейчас проект продолжает свою работу в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, и недавно расширился еще в двух городах: Уфа и Самара.

Подбор наставников происходит тщательно через работу психологов и активистов НКО в городах. В каждом городе работа проходит за счет прямого сотрудничества СПИД центра и детских домов, где находятся ВИЧ положительные подростки.

В России практика наставничества над подростками в трудной жизненной ситуации внедрена Межрегиональной общественной организацией содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры», которая в свою очередь, использует многолетний международный опыт наставничества организации Big Brothers Big Sisters. Специалисты Благотворительного Фонда «Дети+» в Московской области адаптировали программу под потребности подростков с ВИЧ. Для этого были внесены изменения в содержание обучающего блока для наставников, сформулированы иные социальные результаты, на которые направлен действующий проект «Трамплин».

Практика строится на основе разработанной и апробированной технологии наставничества, которая опирается на следующие принципы и подходы, обеспечивающие ее результативность: системность подхода на всех этапах подготовка волонтеров, подбор наставнических пар с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разработка индивидуальных планов развития с мониторингом достижения целей, оценка эффективности программы; долгосрочность, регулярность, индивидуальный подход. Минимальный срок участия в программе для наставника и для ребенка – 1 год; профессиональное сопровождение пар. Каждую пару «наставник-ребенок» на протяжении всего времени участия в проекте сопровождает психолог, что позволяет минимизировать возникновение конфликтных ситуаций, разработать и корректировать оптимальную программу поддержки ребенка, направленную на удовлетворение его потребностей, предотвращать эмоциональное выгорание волонтера.

Проведение дополнительных обучающих, поддерживающих мероприятий для детей и наставников способствует укреплению дружеского контакта между участниками проекта, мотивации на участие, формирует у детей активную жизненную позицию, познавательный интерес, и в целом, дополняет то влияние наставника, которое достигается за счет индивидуального сопровождения ребенка.

По мнению специалистов БФ «Дети+», успешная социализация подростка с ВИЧ – это соблюдение приверженности лечению, уменьшение до минимума риска передачи ВИЧ партнеру, получение профессионального образования, устройство на работу и способность обеспечивать себя, создание собственной семьи и рождение здоровых детей.

Written by