
Подростки, сироты из детских домов, или находящиеся под опекой родственников пенсионного возраста, уже несколько лет получают неоценимую поддержку от наставников, ВИЧ положительных взрослых состоявшихся людей.
Сейчас проект продолжает свою работу в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, и недавно расширился еще в двух городах: Уфа и Самара.
Подбор наставников происходит тщательно через работу психологов и активистов НКО в городах. В каждом городе работа проходит за счет прямого сотрудничества СПИД центра и детских домов, где находятся ВИЧ положительные подростки.
В России практика наставничества над подростками в трудной жизненной ситуации внедрена Межрегиональной общественной организацией содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры», которая в свою очередь, использует многолетний международный опыт наставничества организации Big Brothers Big Sisters. Специалисты Благотворительного Фонда «Дети+» в Московской области адаптировали программу под потребности подростков с ВИЧ. Для этого были внесены изменения в содержание обучающего блока для наставников, сформулированы иные социальные результаты, на которые направлен действующий проект «Трамплин».
Практика строится на основе разработанной и апробированной технологии наставничества, которая опирается на следующие принципы и подходы, обеспечивающие ее результативность: системность подхода на всех этапах подготовка волонтеров, подбор наставнических пар с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разработка индивидуальных планов развития с мониторингом достижения целей, оценка эффективности программы; долгосрочность, регулярность, индивидуальный подход. Минимальный срок участия в программе для наставника и для ребенка – 1 год; профессиональное сопровождение пар. Каждую пару «наставник-ребенок» на протяжении всего времени участия в проекте сопровождает психолог, что позволяет минимизировать возникновение конфликтных ситуаций, разработать и корректировать оптимальную программу поддержки ребенка, направленную на удовлетворение его потребностей, предотвращать эмоциональное выгорание волонтера.
Проведение дополнительных обучающих, поддерживающих мероприятий для детей и наставников способствует укреплению дружеского контакта между участниками проекта, мотивации на участие, формирует у детей активную жизненную позицию, познавательный интерес, и в целом, дополняет то влияние наставника, которое достигается за счет индивидуального сопровождения ребенка.
По мнению специалистов БФ «Дети+», успешная социализация подростка с ВИЧ – это соблюдение приверженности лечению, уменьшение до минимума риска передачи ВИЧ партнеру, получение профессионального образования, устройство на работу и способность обеспечивать себя, создание собственной семьи и рождение здоровых детей.